По вечерам вели беседы о прошлом, настоящем и будущем. Кстати, именно через беседу родителей с детьми и происходит формирование убеждения ребенка, через рассказ о своей жизни, о представлениях, которым нужно следовать. В наше время все это заменяет компьютер. Не удивительно, что у нас дети отрываются от родителей, формируются под влиянием внешних обстоятельств, а потом мы удивляемся, как такое могло произойти и получится.
Деда Петра звали Шамик. Его настоящее имя было Георгий, но с детства он не выговаривал правильно букву «С», и вместо «сам» он говорил «шам». Вот отсюда и пошло его прозвище Шамик. А поскольку жил он очень долго, то и настоящего имени его уже никто в деревне не помнил. Много разного рассказывал ему Шамик, и в их числе была история о том, как он чуть-чуть не взял грех на душу и не застрелил человека.
А дело было так. Стал на хутор наведываться воришка, учуял, что здесь есть чем поживиться - лари были заполнены зерном, крупами, челяки с медом, висели туши закопченого и соленого мяса, бочки с солениями. Были здесь и кожа, и шерсть, и материал тканный, и еще куча всяких вещей, и много вкусного съестного. А кроме этого и инструменты для любого дела. Шамик был мастер на все руки - он сам делал челяки из липы, дубовые бочки, сани, валял валенки, выделывал кожу и шил обувь, строгал и плотничал, мебель изготовлял, на своей небольшой кузне делал косы, грабли и мотыги, топоры и ножи, бороны и плуги. Телеги и колеса, сбрую для лошади - это для него было, что чихнуть. И баньку он такую мог сварганить, всем на зависть. Петро много думал о том, почему Шамик все умел делать, и что бы он смог сделать, если бы получил образование, и чему могли бы научиться его дети и внуки, как бы далеко они шагнули, если бы все не было разрушено до основания.
А какие были женщины рукоделицы! Ведь это же сколько они умели солений заготовить, варения сварить, ткали и пряли, шили одежду, огород засаживали, в поле знали, что и как нужно делать. Во время уборки хлебов вязали снопы, привозили их домой, под сарай, а потом потихоньку, время было, обмолачивали и заполняли лари зерном. Да все с песнями - ведь такая радость была работать на самого себя и хорошо зарабатывать, становиться с каждым годом все зажиточнее и богаче. Будущее казалось счастливым.
Петро подумал, что мысли его опять куда-то унесли в сторону, и он вернулся обратно к истории с воришкой. Так вот, учуял воришка, что в хозяйстве есть чем поживиться, и стал наведываться - то зерно утащит, то мед, то мясо отрежет, то еще что-то. Поначалу Шамик и не замечал ничего, всего много было, думал, что это Петро и другие ребятишки захаживали в сарай, да что-нибудь откусывали, да отламывали. Но потом воришка осмелел, стать брать больше, и тогда Шамик понял, что это пришел тот, кто покусился на его труд, на благополучие и будущее его семьи.