Петро много говорил с сыном на исторические темы. Ему рассказывали в армии на политзанятиях о русских полководцах - Суворове, например, который совершал походы за границу и всегда одерживал победы в сражениях. А кто же был в его армии? Да простые русские мужики, но была организация, была идеология, была убежденность и вера в своего полководца и вера в победу. А что же произошло во время Второй мировой войны? Мы ведь чуть-чуть не потеряли независимость страны. Еще бы немного и России бы не было. И не было бы и русского народа, русского языка и русской культуры.
Его два брата, красавцы под два метра ростом, голубоглазые, молодые, сильные ушли на фронт и не вернулись. Александр написал всего одно письмо, в котором сообщал, что еле успел утащить пулемет. А второе письмо была похоронка. Место захоронения неизвестно. Второй брат Николай дошел до конца войны, но в апреле 1945 года погиб на западе Польши. Посмертно награжден оредом. Похоронен за границей, но где точно, неизвестно. Петро и его мама нрикогда не ездили на их могилы. Да и кто и на какие деньги поедет искать? Сколько полегло людей! И до сих пор мы не знаем их могил. Не по людски все это. И вот в этом и была слабость сталинского государства. Оно было не для людей, а для вождей. Люди были для государства, а не государство для них. В центре всего государства стоял не человек, а вождь и его приспешники. Именно поэтому оно было непрочным, потому что из-под кнута прочное государство и экономику не создашь.
А что сейчас? Мы разрушили прежнюю систему, а новое рождается очень медленно и неуверенно. И снова у нас главные чиновники, нагоняи, разгоняи. А вот человек с большой буквы, который есть основа государства, ответственный, много работающий и хорошо обеспеченный, не появился. Что-то или кто-то этому мешает. И сколько бы чиновники ни заседали, до тех пор, пока не появится тот, кто будет засевать поля, менять ржавые трубы, делать машины и тракторы, создавать новые научные направления, - до тех пор государство вперед не пойдет. Вот это и есть настоящая демократия - возвышение экономической, социальной, какой угодно роли каждого жителя страны в несколько раз.
Народ пока в жизни страны, в его экономическом развитии участвует слабо. Им там, наверху, кажется, что достаточно приказать, и все заркутится. Но это опасное заблуждение и, более того, серьезный стратегический просчет. Сколько их было, серьезных стратегических просчетов за последние десятилетия?